Vol 4. Иэмото и покровительство ТокугавыПосле смерти второго основателя театром руководили так называемые иэмото (букв. "основатель дома"), руководители школ и соответственно трупп, которых до настоящего времени сохранилось пять: Кандзэ, Компару, Конго, Хосё и Кита. Звание иэмото присуждалось какому-нибудь прославленному мастеру Но, который со своими сыновьями и учениками создавал нечто вроде гильдии. В дальнейшем титул передавался по наследству. Существенных различий между школами Но нет, просто у каждой имеется всой излюбленный репертуар, особая трактовка и редакция некоторых пьес, а также собственная манера исполнения музыки и танцев. В школах Но всегда существовала строгая иерархия, иэмото сам определял, кто из актеров заслуживает повышения в звании, выбирал репертуар, даже продавал право на исполнение той или иной роли. В отличии от появившегося позднее Кабуки, Но считался исскуством официально одобренным и высочайше утвержденным. Сёгуны покровительствовали этому театру еще со времен Канъами и Дзэами, а с приходом к власти династии Токугава (1603 г.) для Но и вовсе наступили счастливые времена. Иэясу, основатель династии, был страстным ценителем Ногаку, сам играл в спектаклях, а своё утверждение в званиии сёгуна отметил грандиозным представленем Но. С тех пор спектакли Но стали обязательным церемониальным украшением любого тофициального торжества. Покровительствуя традиционному театру, правительство следовало конфуцианской доктрине умиротворения и благотворного воздействия искусства на души подданных. При этом Но всё более привращался в театр для избранных. На спектакли в сёгунском замке приглашали только знать и - в виде особого поощрения - наиболее почетных граждан. Представление шло несколько дней, иногда на нем присутствовали несколько тысяч человек.
Vol 5. Конец 19-го века и современность.С падением сёгуната (1868 г.) привилегированному положению Но пришел конец. Школы так привыкли тполагаться на патронаж властей, что, представленные самим себе, оказались на гране гибели. Однако, к счастью, среди актеров нашлись знтузиасты, которые помогли театру снова встать на ноги, хоть прежний размах был утрачен.
С развитием империи и ростом националистических настроений о Но заговорили как о сокровищнице истинно японских ценностей. В репертуаре трупп появились синсакуно ("новые пьесы Но"), соблюдающие традициии театра, но современные по содержанию. Однако это течения конца 19 века были малопродуктивны и лишь данью времени, так что скоро забылись.
Позже в Японии и за ее пределами возник особый интерес к эстетике и стенографии Ногаку. В Японии появились постановки современных пьес и даже западной классики, использующие приемы театра Но, однако в своем направлении Ногаку остается незыблемым и неприкосновенным.
@темы:
японское искусство